Цвет мотоцикла.
Регистрация и эксплуатация

Недавно к нам обратились с вопросом внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением цвета транспортного средства.

Вопрос клиента относился конкретно к мототранспортным средствам, т.к. цвет транспортного средства в документах часто отличается от сочетания цвета (цветов) на самом мотоцикле. Например, рама, передняя подвеска, элементы задней подвески мотоцикла черно цвет, а остальные элементы имеют белую и красную расцветку. В ПТС цвет мотоцикла указан как красный.

Или другой пример. Мотоцикл с боковым прицепом 60х годов выпуска. Данное ТС было полностью окрашено в зеленый цвет включая раму и остальные элементы.

Что же делать, если владелец такого ТС захочет перекрасить, например, раму или использовать несколько разных цветов, чтобы придать своему железному коню особый стиль?

Ответ не совсем простой с правовой точки зрения. Потому статья будет длинной.

Сегодня данный вопрос регулирует Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", а именно в отношении цвета всех регистрируемых на территории РФ транспортных средств п. 32 Порядка оформления паспортов транспортных средств.

Согласно данной норме в строке 9. Цвет кузова (кабины, прицепа) указывается один из следующих основных цветов, нанесенных на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства: белый, желтый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый, черный или наименование иных цветов.

В случае нанесения на наружные поверхности кузова (кабины) нескольких цветов в этой строке цвет указывается как комбинированный или многоцветный с названием основных цветов.

Однако, в регулирующем документе отсутствуют требования к цвету рамы и элементов подвески. Согласно буквальному толкованию учитывается при регистрации ТС только цвет кузова (кабины, прицепа). Вопросов меньше не стало. Ведь у мотоциклов и мопедов нет кузова или кабины. Судебная практика по данному вопросу также отсутствует. Так какой же цвет будет учитываться при регистрации мотоцикла в ГИБДД и цвет чего можно поменять не опасаясь отказа в регистрации при покупке и в каких случаях вносить изменения не потребуется?

Для начала следует разобраться с понятиями, которые применяются в указанном пункте Порядка оформления ПТС. Что же такое кузов транспортного средства?

Ответа на данный вопрос закон нам не предоставляет, потому придется обратиться к иным источникам. Например, Большой энциклопедический политехнический словарь определяет кузов как часть автомобиля или прицепа, предназначен для размещения груза, пассажиров или спец. оборудования. По типу кузова грузовые автомобили и прицепы разделяются на автомобили и прицепы общего назначения (с кузовами в виде бортовой платформы) и специализир. (самосвалы, фургоны, цистерны и др.). Кузова пасс. автомобилей (легковых и автобусов) бывают несущие или рамные.

Следовательно любой кузов имеет жесткую основу (каркас).

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.03.2012 N 8 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза каркаса кузова легкового автомобиля" кузов служит для принятия на себя нагрузок, возникающих при движении автомобиля. Каркас кузова представляет собой жесткую, сварную систему, усиленную наружными облицовочными панелями. Система составлена из шести предварительно собранных узлов: передней панели пола, задней панели пола, каркаса моторного отсека, щитка передка, крыши , правой и левой боковин.

Значит в отношении мототранспортных средств применить понятие "кузов" нельзя. Его там просто нет. Все нагрузки принимает на себя рама мотоцикла.

Прицеп не относится к мототранспортным средствам потому, что данный вид ТС сам по себе прицепа не имеет кроме отдельных мотоциклов, боковой прицеп которых предусмотрен заводом изготовителем и окрашивается в цвет мотоцикла. В рассматриваемом законе речь идет все-таки об отдельных прицепных устройствах, которые подлежат регистрации. Кабины у мотоциклов тоже нет. Что же будет учитываться при определении цвета мотоцикла?

Буквальное (дословное) толкования п. 9 Порядка оформления ПТС нам не поможет, т.к. не охватывает фактически мототранспортные средства с точки зрения элементов конструкции. Значит придется прибегнуть к расширенному толкованию закона, при котором действительное содержание нормы права будет фактически шире, чем то, что написано в законе.

Таким образом получается, что в строке "9. Цвет кузова (кабины, прицепа)" указывается ОДИН из ОСНОВНЫХ цветов, нанесенных на НАРУЖНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ транспортного средства. Наружная поверхность это соответственно наружная часть транспортного средства, в отношении мотоциклов это крыло переднее, заднее и крыло бокового прицепа, корыто бокового прицепа, а так же топливный бак, т.к. Рама и элементы подвески не учитываются в указанном нормативном акте с целью цветоопределения.

Какой же вывод из этого следует?

Цвет мотоцикла определяется регистрирующими органами без учета цвета рамы мотоцикла и элементов подвески. Определение цвета устанавливается по таким элементам как крылья, топливный бак, боковой прицеп и иные пластиковые элементы, предусмотренные конструкцией. Какой цвет на этих элементах преобладает, таким он и будет указан в ПТС. Это значит, что раму можно по желанию владельца перекрасить в любой цвет, если указания на цвет рамы нет в документах завода изготовителя и она не определена отдельно.

Если владелец хочет перекрасить свой мотоцикл в несколько цветов сразу, то необходимо, чтобы основной цвет на перечисленных элементах был тот, который указан в ПТС, чтобы не возникло необходимости вносить изменения в регистрационные данные.

Однако есть один нюанс, который может смутить тех, кто прочитает эту статью и решит самостоятельно ознакомиться в описываемым законом.

Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" утратит силу с 01 ноября 2019 года. Тогда, что же будет регламентировать регистрацию транспортных средств?

Отмена Приказа МВД обусловлена модернизацией системы регистрации и учета транспортных средств в соответствии с международными стандартами. На смену Приказу МВД придет Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники". Но ни чего страшного в этом нет. Требования к цветовой схеме при регистрации останутся прежними, что указано в пп. 7 п. 5 Правил оформления электронных паспортов транспортных средств.

Надеемся, что мы достаточно подробно и максимально понятно ответили на поставленный вопрос и это поможет кому-то в дальнейшем.

Если у Вас имеются вопросы, связанные регистрацией транспортных средств, а также иные юридические вопросы, ждем Вас в ООО «Центр правовой поддержки «Опора» на бесплатные консультации по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 29, корп. 1/1, оф. 403 с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в выходные дни по предварительной записи.

Обращаем ваше внимание, что лучшим способом для получения консультации является предварительная запись по телефону (3452) 393-255 на удобное для вас время.

Отправьте запрос на бесплатную консультацию

Наш специалист свяжется с вами, чтобы уточнить дату и время встречи
Консультация юриста
Заполните форму ниже и мы свяжемся с Вами!
Выберите услугу: